Чтобы управлять процессом, нужно видеть, как он устроен. Поэтому опишу динамику «агрессор-жертва-спасатель» через то, что происходит на уровне чувств.
Акт агрессии всегда порождает помимо прямого физического и эмоционального ущерба (что отдельная история) огромное количество эмоций.
Есть проявленные чувства и эмоции: агрессия агрессора, беспомощность, боль и страх жертвы, жалость спасателя.
Есть вытесненные чувства в каждой роли. У агрессора подавлена вина, у жертвы — гнев и ярость.
У спасателя это позиция всесилия — «я все могу».
Статьи
Симптомные расстановки

СИМПТОМНЫЕ РАССТАНОВКИ или расстановка заболевания — это вид структурных расстановок, когда мы расставляем не людей (папа, мама, брат, муж) и отношения между ними, а внутреннюю структуру человека, так называемые «внутренние части».
В случае заболевания/симптома мы ставим ту часть, которая поддерживает заболевание. Это может быть заболевание физического тела или состояние — депрессия, тревога, страх, бессонница и т.д.
У всего, что существует в человеке: в теле, действиях, мыслях, чувствах — есть смысл. Проявляющийся симптом соответствует одной из внутренних потребностей (условно говоря, имеет значение для какой-то из наших частей). Даже если процесс нелогичный и разрушительный для тела или психики в целом.
Самопомощь при внутреннем конфликте
Иногда мы замечаем в себе разлад: «Я словно разделена и не знаю, что делать. Одна моя часть хочет .., другая говорит нет, это неправильно. Я мечусь. Не делаю ни того, ни другого. Как принять правильное решение? Я измучилась».
Сталкиваясь с жизненными сложностями, мы начинаем задумываться, почему попадаем в одни и те же ситуации, совершаем непродуктивные действия? Реже — о том, что помогло достигнуть цели, справиться с трудностями. Как устроено мое поведение? Как я принимаю решения, и почему, они, бывает, не работают?
Наша внутренняя реальность необычайно глубока и интересна. Мы обнаруживаем в себе какие-то «части». Они как-будто обладают собственной волей, и имеют власть над человеком в целом. Кем же «заселено» наше внутреннее пространство?
Но сначала, предлагаю выбрать устойчивое место для наблюдения, место вашей целостности.
Про хороший фильм, детские травмы и сексуальные перверсии
«Я соблазнила Энди Уорхола» (Factory Girl) — фильм 2006 года.
Посмотрела недавно, и глубоко задел меня этот фильм и судьба Иди. Несколько дней ходила под впечатлением. Захотелось описать свои ощущения с точки зрения травматерапевта, потому что в фильме видна судьба травматика в трагическом её варианте. Больно видеть, как человек стремится к близости, пытается жить со своими детскими травмами — я как психолог знаю, как это тяжело — а окружающие его используют.
Так же, как в детстве он был использован взрослыми — морально или сексуально.
В обществе травматическое отыгрывание вводится в норму. Особенно это заметно по фильмам США. Ещё один фильм, вызвавший у меня реальную тошноту — «Миллиарды». За идеей успешного успеха — поощрение травматического отыгрывания. Идет подмена понятий.
Психологические дети развивают навык манипуляции, взрослые — навык договариваться
Договариваться возможно только с позиции на равных: Ты — взрослый состоявшийся человек и Я — взрослый состоявшийся человек, обладающий собственной волей.
Манипуляция всегда идёт с позиции ниже или выше. Либо один ощущает себя более слабым, и тогда используется давление на жалость, обидки; либо — играющим во власть (я всё могу в отношении другого: отобрать, унизить, заставить, продавить и т.д.).
Как формируется воля
Когда ребёнок рождается, он воспринимает всё и всех вокруг как объекты. Вспомните годовасика, который рвётся к маме в ванну, потому что она нужна ему прямо сейчас. Ему невозможно объяснить, что маме что-то надо независимо от его желания. В этот момент мама для него — объект. Да, любимый и необходимый, но объект.