Про хороший фильм, детские травмы и сексуальные перверсии

«Я соблазнила Энди Уорхола» (Factory Girl) — фильм 2006 года.
Посмотрела недавно, и глубоко задел меня этот фильм и судьба Иди. Несколько дней ходила под впечатлением. Захотелось описать свои ощущения с точки зрения травматерапевта, потому что в фильме видна судьба травматика в трагическом её варианте. Больно видеть, как человек стремится к близости, пытается жить со своими детскими травмами — я как психолог знаю, как это тяжело — а окружающие его используют.
Так же, как в детстве он был использован взрослыми — морально или сексуально.

В обществе травматическое отыгрывание вводится в норму. Особенно это заметно по фильмам США. Ещё один фильм, вызвавший у меня реальную тошноту — «Миллиарды». За идеей успешного успеха — поощрение травматического отыгрывания. Идет подмена понятий.
Нормой начинают называть беспорядочные половые связи травмированного человека, вызванные надеждой почувствовать невозможную в детстве близость. Стремление почувствовать хоть что-то (после забетонирования своих чувств в момент травмы) и для этого причинить боль себе или другому рождают сексуальные перверсии (извращения). И это медицинский термин, а не я тут сижу морализирую.

Создание «сверхидеи» и «гениальности», которая, будто бы, оправдывает средства — также следствие посттравматического расщепления психики.  Расщепление также поддерживается обществом. Творения и идеи подобных «гениев» покупаются такими же травматиками. Дорого.
Помогает ли это кому-то из них?
Все, подкрепляется алкоголем и наркотиками, чтобы заглушить боль, внутренний раскол и невыносимость отсутствия близости. А также заглушить свою здоровую часть, которая в трезвом виде кричит: что ты делаешь с собой!

И все это — травматическое отыгрывание. Не норма. И не решение. Травматическое отыгрывание — это повторение травмирующего события, пережитого ранее. Психической травмой становится не всякое событие, а то, которое человек не смог полноценно эмоционально переработать — не с кем было отплакать, отгоревать случившееся, не было поддержки и помощи. В случае травмы у человека остается ощущение беспомощности и появляется тревога от возможного повторения события травмы. Тревога ожидания настолько невыносима, что человек бессознательно сам идет в ситуацию, травмировавшую когда-то. Таким образом травмированная психика стремится получить контроль над происходящим, как будто, если я выбираю момент, я уже не настолько беспомощен. 

Травматическое отыгрывание отличается от исцеления, как в ситуации перелома ноги «ломать себе ногу каждый раз, как только она начинает заживать — с надеждой прожить когда-то заживление» отличается от «бережно позаботится о себе: дать себе покой и время для заживления».

С точки зрения здорового человека поведение травматика — сумасшествие. Для травматика — отчаянная попытка справиться.

В фильме такое же травмированное окружение может поддержать только отыгрывание. Но не исцеление.
Но травматик выбирает таких же израненных. Так сделала и Иди в фильме.
С ними есть ощущение общности: меня такую понимают. Оно для травматика замена близости, которую может предложить здоровый человек. А исцеляет тепло.

Как травматерапевт, я знаю и вижу, как работает травма, и не хочу поддерживать подмену понятий и смыслов.
Кстати, в названии фильма уже есть подмена: «я соблазнила» вместо «была соблазнена». Так тиран передает жертве ответственность за то, что делает с ней. И я не могу восхищаться «творением», не замечая средств. Как один из героев Ф.М.Достоевского в романе «Братья Карамазовы» не был готов принять «мировую гармонию» ценой слез замученного ребенка…

Позаботьтесь о себе!

С любовью и верой в ваши возможности,
Надежда Андреева

 

Эта статья является частью раздела ТРАВМАТЕРАПИЯ

Рекомендую прочитать ещё:

Что такое психическая травма

Про работу над собой

Привычки, дающие свободу

Треугольник Карпмана, как мы в него втягиваемся и что сделать, чтобы выйти

Поделиться с друзьями!

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *